Пост N: 44
Зарегистрирован: 20.09.07
Откуда: Россия, Северодвинск
Рейтинг:
1
Фото:
Отправлено: 28.09.07 20:42. Заголовок: Основы стихосложения. Карманное пособие.
Просматривая перлы романтиков, я пришел к выводу, что данная тема просто необходима на нашем форуме. Сразу оговорюсь, что основная задача не научить как писать стихи (это из разряда невозможного), а показать на конкретных примерах как пишут стихи и немножко ознакомить с терминологией. Сильно углубляться не будем. Это ни к чему. Но на часто встречающихся ошибках остановимся, чтобы впоследствии их избегать, ибо как говорил наш великий земляк М. Пришвин: "Творчество - это страсть, которая умирает в форме".
Пост N: 45
Зарегистрирован: 20.09.07
Откуда: Россия, Северодвинск
Рейтинг:
1
Фото:
Отправлено: 28.09.07 22:11. Заголовок: Re:
Начну я с нескольких определений.
1. Стихотворение - творение из стихов, где стих - это 1 строка.( И когда мне говорят что "я написал стих" я про себя улыбаюсь.) 2. Строфа - группа связанных между собой стихов. Еще называется ...стишьем (четверостишье, двустишье, трехстишье и т.д.) Яркий пример - "Онегинская строфа". 3. Стопа – основная мера стихотворного ритма, состоящая из определённого количества слогов или слогов и паузы. Повторение группы стоп образует стих.
Пост N: 46
Зарегистрирован: 20.09.07
Откуда: Россия, Северодвинск
Рейтинг:
1
Фото:
Отправлено: 28.09.07 22:43. Заголовок: Re:
Ритм. Часть 1.
Ритм - это основа основ стихосложения. Единственное, что отделяет стихи от прозы - это ритм. Все системы стихосложения у всех народов основаны на ритме. Стихи - это ритмически организованная речь. В русском стихосложении ритм определяется чередованием ударных (-) и безударных (~) слогов, поскольку слоги произносятся примерно с одинаковой скоростью. В зависимости от количества безударных слогов в стопе различаются двусложные и трехсложные размеры.
Пост N: 546
Зарегистрирован: 30.10.06
Откуда: Россия, Белгородская область
Рейтинг:
6
Отправлено: 28.09.07 23:56. Заголовок: Re:
Как там у классика: не мог он ямба от хорея отличить... (не помню дословно). Вот и я прочёл сейчас первую лекцию Михаила, да так в очередной раз ничего не понял. К поэтам себя не отношу, но иногда пишу. И если буду писать дальше, то, как музыкант-самоучка, незнающий нот, сочиняет музыку, так и я буду рифмовать строчки - доверяясь интуиции. За просвещение, однако, благодарю! Миш, а давай, как ты сказал, на конкретном примере. Возьмем из темы "Стихоплетения" мои "стихи" (уже кавычу) :) и ты разберёшь их подробненько и укажешь на ошибки. Как тебе предложение? Только критикуй по полной, не жалей!
Данное стихотворение написано четырехстопным хореем. Как видите чаще всего встречается стопа (/- ~/). А во всех строчках у нас по 4 стопы. Но есть 3 ньюанса.
1. В 3 строке 1 стопа /~ -/ (ямб), если конечно я правильно понял и онА - это местоимение. Типичная ошибка, и если прочитать выдерживая ритм получится не онА а Она. Но если Она это определенный персонаж, тогда с ритмом все нормально...
Вот еще несколько ярких примеров: Мою ласку ты не ценишь... (Хто кого моет не понятно...) Когда снег укроет землю (кОгда!!!) и т. д.
2. На конце некоторых строк стопы неполные. Об этом мы поговорим, когда разговор пойдет о рифме.
3. Местами встречаются непонятные стопы типа /~ ~/ (2 безударных слога). Это наша сегодняшняя тема.
Ритм. Часть 2.
Спондеи и пиррихии.
В силу природы языка, идеальное чередование ударных и безударных слогов практически невозможно выдержать. На заре русского стихосложения это пытались делать, но требование абсолютно строго соблюдать чередование накладывает слишком жесткие ограничения. В сколько-нибудь длинных и содержательных стихах появление пиррихиев - пропусков требуемых ударений или спондеев - лишних ударений, неизбежно.
В двусложных размерах - ямбе и хорее, встречаются в основном пиррихии /~ ~/ . В трехсложных размерах - спондеи ("лишние" ударения). /- ~ -/, /- - ~/, /~ - -/. Пример пиррихиев нам уже продемонстрировал Серёжка, а вот пример спондея.
Сколько раз я к тебе возвращался. __/- ~ -/ /~ ~ -/ /~ ~ -/ ~ Сколько раз от тебя уходил. _______/- ~ -/ /~ ~ -/ /~ ~ -/
А теперь задание: Каким размером написан последний пример?
Пост N: 49
Зарегистрирован: 20.09.07
Откуда: Россия, Северодвинск
Рейтинг:
1
Фото:
Отправлено: 29.09.07 20:19. Заголовок: Re:
Серёжка пишет:
цитата:
Сложно ритм выдерживать.
Да. Сложно. Но возможно. Просто надо с самого начала понять, что творить в жанре поэзии - это труд. И нормально относится к критике. Натворив что-то чаще всего приходится его отточить...
Michael Paych, хотела сказать вам огромное спасибо)) Большое человеческое и нечеловеческое (если такое бывает). Я знаете ли одно время учились на филфаке, бросила... жалела. СПАСИБО, что дали мне возможность, что я не хочу на самом деле туда возвращаться. Люди, которые так нещадно препарируют стихи - ужасны. Лучше я буду препарировать лягушек в меде. Может я конечно и не права, но вот вы сами, когда пишите вы что все время помните о правилах? Все самое лучшее твориться случайно, а когда человек пишет стихи, просто стараясь попасть в размер и срифмовать стихи, то это уже плохо. Простите, коли не права. P.S: на счет Michael Paych пишет:
цитата:
1. Стихотворение - творение из стихов, где стих - это 1 строка.( И когда мне говорят что "я написал стих" я про себя улыбаюсь.)
Пост N: 50
Зарегистрирован: 20.09.07
Откуда: Россия, Северодвинск
Рейтинг:
1
Фото:
Отправлено: 29.09.07 20:58. Заголовок: Re:
Странница Я никогда не помню о всех правилах и ничто я не препарирую. Когда я начинал, одной из причин моего творчества была та, что нам читали лекции по стихосложению... И я задался целью написать всеми стилями как минимум... А когда я пишу ритм у меня в голове крутится и на него нанизываются слова. Вот и все. Я просто изначально заложил в себе это и стараюсь не опускать планку...
Michael Paych, я не хотела вас каким-то образом задеть, честно)) простите, если что не так ... просто разбирать стихи таким вот образом со школы не люблю)) а то, что " ритм у меня в голове крутится и на него нанизываются слова" - это наверное атк и должно быть, это я и имела в виду. Человек ведь когда творит не удмает о том, как он это делает и это правильно. Это и есть творчество. Разве нет?
Пост N: 52
Зарегистрирован: 20.09.07
Откуда: Россия, Северодвинск
Рейтинг:
1
Фото:
Отправлено: 29.09.07 21:40. Заголовок: Re:
Странница, да я и не обижаюсь. Но когда слышишь сбои и шероховатости по другому не обьяснишь. Ну не будешь же говорить, что извини, друг но че-то у тебя во второй строчке не то. Переделай. Тебя пошлют за милую душу. А когда основательно разложишь по полочкам и покажешь что и в каком месте он не заметил - тогда может и прислушается и в другой раз этой же ошибки не будет.
Пост N: 168
Info: А у меня сегодня осеннее настроение!
Зарегистрирован: 19.11.06
Рейтинг:
4
Отправлено: 02.10.07 17:10. Заголовок: Re:
Michael Paych пишет:
цитата:
простите, ежели что...
Да ну, нашли за что извиняться! Я прекрасно знаю, что поэтессой мне не стать, я уже давно бросила упражняться с рифмой, не моё это... увы и ах, но это так.
Пост N: 64
Зарегистрирован: 20.09.07
Откуда: Россия, Северодвинск
Рейтинг:
1
Фото:
Отправлено: 02.10.07 18:20. Заголовок: Re:
Адрия, поэтесса - это не профессия. Это прежде всего состояние души. Я до 2004 года тоже толком ничего не писал. 8 с лишним лет у меня ничего не получалось, да и особой потребности не было. Да и сейчас не могу сказать, что мое творчество чего-то стоит. В основном что то лирическое, и грустное... Ничего нового. Все о том же и даже, иногда, теми же словами. Но как здорово иногда прочитать чего-нить новенькое в кругу друзей. Или ввести в краску любимую девушку послав ей на ночь что нить ласковое и нежное... А потом, на утро выложить это на стихи.ру, потому что эта мысль не содержит никаких интимных подробностей.
Пост N: 551
Зарегистрирован: 30.10.06
Откуда: Россия, Белгородская область
Рейтинг:
6
Отправлено: 02.10.07 19:02. Заголовок: Re:
Показательные диалоги. Чью сторону занять?) Каждый прав. Тут подумал, что писать по правилам необходимо. Но бывает же так, что человек не знает правил, но абсолютно точно в них попадает. Ведь пишут музыку люди не знающие нот. В этом смысле показательно было б проверить на выдержанность ритма стихи Malinconico, потому как мне его стихи нравятся, а правил он не знает... А Адрия говорит, что забросила стихосложение. А может стОит обратится к правилам тогда, когда понимаешь, что не выходит гладко, или тебе об этом говорят? А ещё, согласен с Михаилом, что написать стихотворение - нужна искра, эмоция, переживание. Без неё хореи чахнут и ямбы мрут. А для меня самое главное в стихах - рифма. О качестве своих стихов ничего сказать не могу. Не знаю. Миш, ну напиши рецензию!
Пост N: 66
Зарегистрирован: 20.09.07
Откуда: Россия, Северодвинск
Рейтинг:
1
Фото:
Отправлено: 02.10.07 22:10. Заголовок: Re:
Серёжка пишет:
цитата:
А для меня самое главное в стихах - рифма.
Ну что ж. поговорим о рифме.
Рифма.
Рифма - (от греч. — соразмерность) — композиционно-звуковой повтор преимущественно в конце двух или нескольких стихов, чаще — начиная с последнего ударного слога в рифмуемых словах
Виды рифм: По звуковому составу: 1) Точные. 2) Неточные
АССОНАНС (франц. assonance — созвучие) — распространенная в романской поэзии неполная рифма, в которой совпадают лишь ударные гласные звуки. В русской же поэтике Ассонансом принято называть неточную рифму, в которой совпадают ударные слоги, концы же рифмуемых слов или разнозвучны, или приблизительно созвучны. Ассонансные рифмы, как стилистический прием благозвучия, существуют в русской народной поэзии давно. Ассонанс встречаются в «Слове о полку Игореве», в «Повести о Горе-Злочастии», в «Задонщине» и других древних памятниках русской письменности. Ассонансами пересыпаны русские народные стихи — песни, частушки, пословицы и поговорки:
Милый — сокол, милый — лебедь, Как соскучится — приедет.
ДИССОНАН́С (франц. dissonance, от лат. dissono — нестройно звучу) — один из видов неточной рифмы, в которой совпадают только послеударные звуки, ударные же гласные не совпадают.
Заберусь на рассвете на серебряный кедр Любоваться оттуда на маневры эскадр. Солнце, утро и море! Как я весело-бодр, Точно воздух — бездумен, точно мумия — мудр. Кто прославлен орлами — ах, тому не до выдр.
(И. Северянин)
По количеству слогов: 1) Мужская – ударение на последнем слоге. (притон - Критон)
2) Женская – ударение на втором от конца слоге. (вечный - млечный)
3) Дактилическая – на третьем от конца слоге. (Толика - алкоголика)
4) Гипердактилическая – на четвёртом и более слоге от конца _ (сковывающая – очаровывающая).
По расположению: 1) Парная (смежная) – когда зарифмованные строки стоят «рядом», схема «аабб». Открою клуб "Весёлый холостяк" ________а Там будет джаз, сигары и коньяк. _______а И, филосовствуя о смысле жизни, ________б Дойду я до своей последней тризны. _____б
2) Перекрёстная – когда зарифмованные строки стоят через строку, схема «абаб». Развеялись тучи слепого дурмана. __________а Пришёл наконец долгожданный покой. - ____ б Я умер... и став белоснежным туманом,_______а Поплыл в бесконечность над млечной рекой. _б
3) Опоясанная – когда зарифмованные строки стоят через две строки, схема «абба». Растворился в карающем гласе причудливый след. _а Улетел за пределы галактики образ любимой. _____б Погрузила планету во мрак сумасшедшая мина _____б И забылась в пучине вселенной на несколько лет. __а
Кроме того, рифмы могут быть: двойные, тройные, четвертные (рифмующие одной и той же рифмой соответственно две, три, четыре строки).
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет